Женская нечистота или просто кровотечение?

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)?

Этот вопрос является одним из самых задаваемых священнику; при этом ответ на него далеко не так прост, как это покажется на первый взгляд.

Я постараюсь простыми словами объяснить все сложности и нюансы, которые так или иначе возникают при разговоре на эту тему.

Номоканон

В православной церкви с самых древних времен появлялись те или иные правила, которые должны были помогать христианину успешно вести духовную жизнь, идти к Богу. Некоторые эти правила стали обязательными для исполнения, а некоторые – частными.

Все обязательные для исполнения правила составили известную церковную правовую книгу – Номоканон (Книга правил), который включил в себя правила св. Апостолов, правила Вселенских Соборов, десяти Поместных Соборов и правила тринадцати св. Отцов.

Все остальные правила и установления церкви остались частными, то есть, так скажем, носят рекомендательный характер.

Помимо всего прочего, в разные времена в церкви жили известные святые люди, богословы (чаще всего их называют святыми отцами), чьи высказывания и поучения также имели большую пользу для христианина. Но при этом они оставались всегда личным богословским или учительным мнением того или иного святого, то есть не являлись обязательными для исполнения. Исключение составляет только consensus patrum (согласие отцов) — то есть, когда какое-то мнение у подавляющего большинства святых отцов одинаковое, тогда оно будет считаться общецерковным, то есть носить обязательный (необходимый) характер.

Итак, давайте посмотрим, если в этом вопросе consensus patrum?

Святитель Афанасий Великий: «Сотворенные Богом, мы не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное извержение, тогда и сему с прочими подвергаемся мы …по необходимости естественной».

Святитель Григорий Двоеслов: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы, и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф.9;20). Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью… Раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?»

Святитель Иоанн Златоуст: «Это поистине не есть ни грех, ни нечистота».

Святитель Дионисий Александрийский: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только воскрилию. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи – не возбранно есть. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом.»

Итог

Были даны ссылки на высказывания по этому вопросу четырех авторитетнейших учителей Святой Церкви.

Все святые отцы (выше приведенные) согласны в следующем: женщина во время критических дней может заходить в храм, может целовать иконы, может принимать просфору, может приступать к елеопомазанию и к другим дарам Церкви (кроме Причастия и Крещения).

В вопросе святого Причастия только святитель Дионисий Александрийский прямо высказался против. При этом его мнение является, безусловно, авторитетом для нас, так как его ответ признан Святой Церковью каноническим (вошел в состав Номоканона).

А святитель Григорий Двоеслов (автор чина литургии Преждеосвященных Даров) наоборот высказывается в этой части вопроса положительно. Но при этом хвалит тех женщин, которые воздерживаются от причастия в эти дни.

Помоги всем Господь.

(1288)

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *